2011 год становится своеобразным рубиконом в переосмыслении взгляда на торговые площади, как только места для торговли. Сегодня жителей города рассматривают поход в торговый центр, не как развлечение. Дизайнерские изыски и красоты торговых центров становятся менее значимыми.
Прагматичный подход
Экономическая ситуации диктует предпочтения населения в отношении денег, когда накопление, а не трата на покупки дает ощущение стабильности. Западные тенденции прагматичного подхода к тратам распространяются и на Петербург.
Со стороны ритейлеров возрастают запросы на поиск новых площадок на торговые помещения. В давно работающих торговых комплексах Северной столицы уровень незанятых помещений снизился до минимума, но и размещение в новых торговых центрах рассматривается осторожно.
Арендные ставки за последние пол года выросли примерно на 5-7%. Однако открывающиеся новые торговые центры, заполнены на 70%.
Аутлет-центры и стрип-моллы призваны сэкономить
Западный формат стрип-молла - одноэтажный торгового центра выходящий к улице фасадом и наземная открытая парковка. Аутлет-центр, как правило, предлагает товары известных брендов по сниженным ценам.
Среди плюсов такого формата - быстрота возведения, минимальные затраты на отделку и строительство, небольшие площади общего пользования и минимальные затраты на техническое оснащение лифтами, эскалаторами, отсутствие архитектурных излишеств и соответственно более низкие арендные ставки. Аутлет-центр это возможность сэкономить на покупке одежды, обуви или аксессуаров. Недостаток формата - длительные сроки окупаемости.
Шопинг и образование
Известно, что семьи тратят больше времени и средств при шопинге. Изначально ритейлеры стремились создавать небольшие детские игровые площадки. Теперь появляются и большие развлекательные зоны, аттракционы. Сейчас к ним добавились образовательные кружки, где развивают навыки и умения у детей.
ТРК «Гранд Каньон» вместил в себя детский центр состоящий из образовательных студий и игровой площадки «Дивный город 6 тыс. кв. м.
В ТРК «Галерея» открылся интерактивный научно-развлекательный центр «Умникум» и парком аттракционов HAPPYLON 5 тыс кв. м.
ТК «Подсолнух» разместил детский центр «ПРЫГ-СКОК» общей площадью 1,2 тыс кв. м.
В МФК «Толстой Сквер» – выставка – лекторий «ЛабиринУм»,
ТРК «Атмосфера» детский этаж – «Атмосфера детства»,
ТРК «Радуга» специальный Детский кинозал.
Практика привлечения в магазин семей широко распространена в Европе, под детские развлечения отводится до трети площади. В Петербурге детям пока отдают лишь немногим более десятой части ТРК.
Детские развлекательные зоны в основном предназначены для детей в возрасте от 3 до 12 лет. Новой тенденцией является ориентир на тинэйджеров до 15 лет, чему способствуют открытие всевозможных детских кружков и студий.
Социальное значение торговых комплексов изменяется с каждым годом, возможно вскоре они станут развлекательной и культурной составляющих районов Петербурга.